Как заменить административный штраф на предупреждение?



У предпринимателей появилась возможность замены административного штрафа предупреждением.

Может ли предприниматель избежать штрафа за административное правонарушение? В настоящий момент законодателем установлены условия, позволяющие ИП, юридическим лицам и их руководителям заменить штраф предупреждением.

04.07.2016 Кодекс об административных правонарушениях был дополнен статьей 4.1.1, предусматривающей замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение субъектам малого и среднего предпринимательства, а также их работникам, даже если предупреждение как вид возможного взыскания не предусмотрен конкретной нормой, предусматривающей наказание за совершенное административное правонарушение.

Какие условия существуют чтобы заменить штрафа на предупреждение согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ?

1. Правонарушитель должен являться субъектом малого или среднего предпринимательства, либо руководителем такого лица. Подтвердить данное условие можно сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, либо представить документы о численности работников, налоговые декларации за предыдущие отчетные периоды, финансовую отчетность за текущий и прошлый год. Если статус субъекта не подтверждены документально в суде или административном органе, то статья 4.1.1 КоАП РФ не будет применена.

2. Замена штрафа предупреждением возможна только в отношении впервые совершенного правонарушения. При этом, необходимо иметь ввиду, что данная статья может быть применена не только если подобное правонарушение совершено впервые, но и если субъект уже привлекался ранее к административной ответственности, но для него истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Этот срок составляет полный календарный год после окончания исполнения постановления об административном наказании, что установлено статьей 4.6 КоАП РФ. Иногда имеет смысл переложить бремя доказывания этого обстоятельства на административный орган.

3. Должны быть установлены обстоятельства, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, а именно:

- отсутствие имущественного ущерба, причиненного правонарушением;

- отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. На практике именно эти обстоятельства наиболее сложны в доказывании, что ставит непростую задачу для юриста.

4. Правонарушение должно быть выявлено в ходе осуществления государственного или муниципального контроля (надзора). Условия статьи 4.1.1 КоАП РФ соблюдаются, даже если правонарушение выявлено в ходе прокурорских проверок, хоть прокурорский надзор и выделен в особый вид государственного надзора, но все-таки является государственным надзором в смысле требований статьи 4.1.1 КоАП РФ, поэтому правонарушения, выявленные во время прокурорской проверки, считаются выявленными в ходе государственного надзора. Однако законодательство не предусматривает осуществление надзора налоговых органов в сфере государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей, поэтому соответствующие штрафы в данной сфере не могут быть заменены на предупреждение (письмо Федеральной налоговой службы России от 08.11.2016 N ГД-4-14/21127).

5. Правонарушение не подпадает под исключения, предусмотренные ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.

Таким образом, применение статьи 4.1.1 КоАП РФ и замена штрафа на предупреждение может иметь место, только если суд, либо административный орган, установит наличие одновременно всех четырех вышеупомянутых условий, для чего юристу необходимо подготовить ходатайство и доказать совокупность условий исходя из конкретной ситуации. При этом, необходимо помнить, что вопрос о снижении санкций и применении статьи 4.1.1 КоАП РФ связан с оценкой доказательств по делу, что входит в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций, как указано в Постановлении Верховного Суда РФ от 10.11.2016 N 302-АД16-14642). Это означает, что в применении статьи 4.1.1 КоАП РФ кассационная и надзорная инстанции скорее всего откажут, если нижестоящие суды уже не усмотрели из имеющихся в деле доказательств необходимости замены штрафа на предупреждение.


Автор: 
Старший партнер юридической компании "Матвеев и партнеры"
Евгений Сергеевич Панин
panin@matveevgroup.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Как заменить административный штраф на предупреждение?

У предпринимателей появилась возможность замены административного штрафа предупреждением. Может ли предприниматель избежать штра...